"Энциклопедия и копилка эмоций"

Наглядные пособия, изготовленные мной для работы по развитию эмоционального интеллекта дошкольников

    Многие взрослые люди испытывают сложности в определении своих чувств, принятии их, а также в распознавании эмоций окружающих людей. Всё это существенно снижает качество социального взаимодействия. Для того, чтобы избежать подобных проблем, я с раннего возраста понемногу начинаю учить детей понимать и принимать свои чувства, верно называть их и выбирать, выражаясь современным языком, наиболее экологичные способы реагирования. Однако чувства - понятия абстрактные, их нельзя увидеть и потрогать, и поэтому ребятам достаточно трудно справляться с поставленными задачами. Стараясь упростить им работу и помня о том, что ведущий вид мышления дошкольников - наглядно-действенное, я сделала "Энциклопедию эмоций".

"Энциклопедия эмоций" - это наглядное пособие, представляющее собой папку с иллюстрациями, каждая из которых изображает человека, испытывающего определённую эмоцию. Названия эмоций подписаны крупными печатными буквами для того, чтобы дети старшего возраста, уже владеющие грамотой, могли прочитать. К каждой эмоции прилагается несколько картинок, демонстрирующих различные способы реагирования. Например, к эмоции "Злость" прилагается "Поговорить с кем-нибудь", "Поплакать", "Побить подушку" и "Порвать бумагу". Все иллюстрации напечатаны красочно, ярко, а также заламинированы, чтобы максимально продлить срок их использования.

В младшей группе дети только начинают знакомиться с эмоциями и узнавать их названия. Постепенно мы добавляем в "Энциклопедию" всё новые и новые карточки, а параллельно дополняем новыми способами реагирования уже имеющиеся. В беседах и играх мы закрепляем знание эмоций и учимся подбирать наиболее подходящий способ реагирования в каждой ситуации.

Дети имеют доступ к "Энциклопедии эмоций" в любое время, также как и возможность задавать мне любые вопросы о чувствах и эмоциях. Стараюсь отвечать максимально подробно и понятно с поправкой на возраст воспитанников.

  

"Копилка эмоций" - это наглядное пособие, представляющее собой прозрачную пластиковую банку, украшенную лентами. В эту копилку любой ребёнок может положить какой-то предмет, символизирующий испытываемую им эмоцию, чтобы сохранить её или поделиться с другими. Например, находясь в радостном настроении дети часто рисуют сердечки или солнышки, которые затем вырезают и складывают в копилку. Позднее, заметив, что кто-то из одногруппников чем-то расстроен или опечален они достают эти сердечки и дарят. В большинстве случаев это отлично помогает поднять настроение, ведь ребёнок, получивший такой подарок, понимает, что его переживания заметили и захотели помочь. поддержать.

Также ребята часто кладут в "Копилку эмоций" маленькие наклейки, конфеты, браслетики и другие предметы, принесённые из дома. Иногда рисуют картинки, на которых запечатлевают приятные события, произошедшие с ними, и опускают в копилку, чтобы сохранить на память.

Однако не редки и случаи, когда кто-то из моих воспитанников кладёт в "Копилку эмоций" какой-либо мусор, обрывки бумаги, исчерченные листы и т.п. Каждое утро я проверяю копилку и, обнаружив подобное, обязательно демонстрирую во время утреннего круга. Далее всегда спрашиваю, не хочет ли тот, кто положил мусор, рассказать, зачем он это сделал. Маленькие дети обычно стесняются признаться, поэтому я предлагаю предположить, что чувствовал человек, положивший в копилку такое, и почему он это сделал. Все вместе мы находим варианты поведения, которые помогли бы справиться с негативными эмоциями, а затем убираем мусор из нашей копилки. Дети старшего возраста часто сами говорят, что сподвигло их на такой поступок. Например, "друзья не хотели играть в мою любимую игру, поэтому я разозлился, порвал листок бумаги на мелкие кусочки и бросил в копилку. Я хотел избавиться от своей злости". Выслушав ребёнка, мы обсуждаем ситуацию в безоценочном ключе и помогаем понять, как ещё можно было справиться со своей злостью.

 

Использование "Энциклопедии эмоций" и "Копилки эмоций" помогает детям значительно лучше понять, что творится у них в душе и научиться справляться с собственными чувствами, а кроме того, формирует навыки эмпатии т.е. умения сочувствовать другим.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: