Картотека
Картотека
Для детей с 3 лет
Этюд «Лисичка подслушивает». Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность). Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Новая кукла (этюд на выражение радости) Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Баба-Яга (этюд на выражение гнева). Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Про Таню (горе — радость). Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь — Не утонет в речке мяч!»
Соленый чай (этюд на выражение отвращения). Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
«Старичок». Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок Маленького роста,
И смеялся старичок Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь, Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
Для детей с 4 лет
Кто в домике живет? Игра может организовываться индивидуально или с группой детей. Для ее проведения необходимо подготовить несколько картонных коробок с отверстиями, а в коробки положить предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т. д. Расставив коробки на столе, педагог предлагает детям «посетить каждый домик». Дети, просовывая руку в отверстие, ощупывают предметы и с помощью мимики или телодвижений «рассказывают» о своих впечатлениях от «посещения» того или иного домика.
Паровозик. Игра проводится с группой детей. Педагог предлагает детям «построить паровозик». Дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог просит детей внимательно слушать текст и двигаться, изменяя темп и направление. В заключении игры «паровозик» отправляется в депо. Педагог. Паровозик наш отправляется в путешествие. Внимание! Поехали!.. Медленно, медленно! Теперь немного быстрее!.. Поворот к окну, теперь прямо!.. Набираем скорость. Паровоз едет быстро!.. Повернули к двери, едем медленнее! Внимание! Остановка – в раздевалке… Отдохнули, поехали дальше! Набираем скорость, едем быстрее!.. Приближаемся к полке с игрушками…Внимание! Остановка!.. Снова поехали! Проезжаем через тоннель. (Дети проползают под дугами.) Набираем скорость, поворачиваем опять к окну!..Все (хором): Наш дружный паровоз Нас домой привез!
Мы пошли по ельнику (из шведской поэзии в переводе И. Токмаковой). Мы пошли по ельнику, ельнику, Мы пришли на мельницу к мельнику. Нам навстречу из ворот Вышел черный-черный кот. Говорит он: - Мельник нынче В гости вас совсем не ждет! Выбрать на роль кота ребенка. Обсудить, с какой интонацией он будет говорить, как мимика может помочь в передаче образа. Предложить детям, чтобы образы кота не повторялись.
В магазине игрушек. Игра проводится с группой детей. Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни – игрушки, другие – покупатели. «Игрушки» занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). При этом каждая «игрушка» должна придумать движения, которые она будет демонстрировать перед «покупателем». Затем педагог, исполняющий роль «продавца», открывает «магазин», произнося слова: Где живут игрушки? В специальном магазине. Там куклы и машины Стоят в цветной витрине. Пойдем мы с вами вместе В красивый дом большой, Там мячики и трости, Грибочки под сосной. Давайте поиграем В любимые игрушки: «А ну-ка, отгадайте, Какие здесь зверюшки?» «Покупатели» делают свой выбор. «Продавец» заводит по очереди каждую выбранную игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» угадывает ее название. При повторении игры дети меняются ролями: «покупатели» становятся «игрушками», а «игрушки» – «покупателями».
Егорушка – Егор (русская народная потешка). Ведущая: Егорушка – Егор Полез через забор, За гвоздь зацепился, Висит, голосит. Ребенок: Снимите с забора Бедного Егора! (У Егора брови подняты вверх, глаза расширены, рот приоткрыт).
«Жадный пёс». Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность). Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко. «Жадный пёс дрова принёс, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напёк, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
Этюд «Вкусные конфеты». Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость). Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Узнай настроение. Игра проводится с группой детей. Педагог заранее готовит несколько наборов пиктограмм пяти модальностей (радость, грусть, злость, удивление, страх) по количеству детей, участвующих в игре. Педагог просит детей внимательно слушать стихи и поднимать пиктограмму, соответствующую настроению того или иного персонажа:
Рыженькая белочка,
Веселая с утра:
Нашла орешков горсточку
У самого дупла.
Хмурый лев с утра не весел,
Низко голову повесил.
От занозы ноет лапа,
Опечален зверь лохматый.
Больше всех в лесу боится
Белка хищную куницу:
Хвост опустит, вся дрожит
И домой в дупло спешит.
Удивляется лиса: «Чем же я не хороша?
Почему лесной народ Меня царицей не зовет?»
Злой волчище бродит лесом,
Он совсем, совсем не весел.
Ищет волк голодный к ужину
Молодых зайчат с полдюжины.
Для детей с 5 лет
Этюд «Под дождиком». Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить имитировать простейшие движения, развивать ориентировку в пространстве, развивать общую и мелкую моторику. Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка, маленькие зонтики (по одному на двоих детей). Ход этюда. Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей. Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Испорченный телевизор. Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Сова летит! Это упражнение учит ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время – действовать согласно командам ведущего. Пляшут зайки на полянке Целый день, целый день! Кувыркаться и резвиться Им не лень, им не лень! «Зайки» или игроки действительно получают возможность совершать любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий не произнесет: «Сова летит!» Вот тут все «зайки» замирают настолько, насколько
это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь «сова» ( в нее может превратиться сам ведущий) способна заметить даже малейшее движение незадачливого зверька и схватить его!
Страшный зверь. Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.
«Прямо в комнатную дверь,
Проникает хищный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся-
У него горят зрачки-
Испугаться хочется!
Может это львица?
Может выть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
- Рысь!!
Храбрый мальчик крикнул:
- Брысь!»
Этюд «Прогулка». Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление). Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
Для детей с 6 лет
Битва. Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения. Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй- - Змея – Горыныча (голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.
Новая девочка (этюд на выражение презрения). В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
Золушка (этюд на выражение печали). Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
Один дома (этюд на выражение страха). Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?
Обезьянки. Два ребенка входят в круг. Одному из них дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребенок – «обезьянка» - повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять все точно, копировать все движения, позы, выражения лица.
Хоровод. Дети встают в круг и по команде ведущего показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову и др.
Подбери картинку. Дети делятся на две группы. Группам по очереди предлагаются фрагменты сказок (рассказов, историй и пр.) радостного и грустного содержания. Одна команда поднимает соответствующую картину с выражением на лице радости, когда прочитают радостный отрывок, а другая реагирует на грустный отрывок из сказки и показывает нужную картинку (с изображением грусти). В конце игры педагог просит детей собрать из разрезных картинок лица с эмоциями радости и грусти. Другой вариант: педагог предлагает детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице в зависимости от ситуации. Затем им предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.
Волшебное колечко. Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение. Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко. Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.