Консультация для педагогов по использованию методики "Утренний круг" для развития эмоционального интеллекта дошкольников
Консультация для педагогов по использованию методики "Утренний круг" для развития эмоционального интеллекта дошкольников
Каждое утро после зарядки и завтрака мы с ребятами садимся в круг и начинаем беседу. В младшей группе ребятам ещё трудно формулировать высказывания, а некоторые из них и вовсе не умеют говорить, поэтому начинаем с самого простого – желаем друг другу доброго утра или хорошего дня. В качестве сюрпризного момента я обычно использую игрушку, чаще мягкую, которую мы можем передавать друг другу. За ребят, которые ещё не владеют речью, я говорю сама, но слежу, чтобы они передавали игрушку, смотрели на собеседника и пытались сказать хотя бы слоги. Иногда мы делимся друг с другом улыбкой, иногда передаём рукопожатие.
По мере взросления детей и овладения ими навыками устной речи, постепенно начинаю усложнять задания. Вместе с ребятами мы говорим о том, какое у кого сегодня настроение, чего бы хотелось от наступающего дня, чего пожелаем друг другу и т.п. Я продумываю темы для разговора на несколько дней вперёд, при необходимости подбираю наглядные пособия. Рассказываю ребятам обо всём на свете, задаю вопросы, стимулирую воспитанников рассуждать, высказывать своё мнение. Темы для бесед никогда не заканчиваются, ведь в мире так много всего интересного!
В ходе предварительной работы я попросила родителей записать на диктофон и прислать мне короткие (не более одной минуты) сообщения по примеру "Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна, я - мама Артёма. Сегодня я хочу пожелать вам интересного дня, весёлых дружных игр и увлекательных занятий с воспитателем." После того, как все присутствующие высказались, а игрушка вернулась ко мне, я включаю сообщение от родителей. Дети всегда с любопытством ждут его, пытаются угадать, послание от чьей мамы (или папы) они услышат сегодня. Сообщения от родителей дарят всем нам заряд позитива и задают хорошее настроение на весь день.
Работа с эмоциями во многом строится на импровизации и умении педагога подстроиться под обстоятельства. Часто на утреннем круге мы обсуждаем ситуации, произошедшие у нас в группе накануне, анализируем их и совместными усилиями находим наиболее подходящий способ действий. Воспитанники старшей, а тем более подготовительной к школе группы, уже привыкнув к ежедневному утреннему кругу, зачастую сами предлагают тему для обсуждения, охотно делятся своими мыслями и чувствами, задают вопросы.
Во время проведения утреннего круга я слежу за тем, чтобы обстановка была комфортной и поддерживающей для всех. Мы не осуждаем друг друга, ни в коем случае не дразним, не обижаем и не наказываем никого во время беседы. Я учу детей внимательно слушать друг друга и с уважением относиться к чужому мнению, как бы сильно оно не отличалось от большинства.
Я с удовольствием наблюдаю, как практика ежедневного утреннего круга даёт свои результаты. Поначалу многие дети стесняются, но постепенно всё больше и больше втягиваются в общие беседы. Всё более содержательными становятся высказывания ребят, всё более внимательно они слушают друг друга.
Я уверена, что навыки, приобретённые детьми во время бесед в формате утреннего круга, имеют огромную ценность и станут надежным фундаментом эмоционального развития и социального взаимодействия.