Представление собственного педагогического опыта
Представление собственного педагогического опыта
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень значимо. Успешность развития эмоционального интеллекта зависит от участия и включенности в этот процесс взрослого. Особая важность участия взрослого в развитии эмоционального интеллекта состоит в том, что ребенок способен интуитивно усваивать определенные знания и приемы овладения эмоциями в ходе общения. Взрослый демонстрирует модели поведения, предъявляет требования, а также выполняет их, оценивает поступки.
Дети воспринимают взрослого как образец поведения, общения, выражения и контроля эмоциональных состояний. Общение ребенка со взрослым является условием для его психического и личностного становления. Для дошкольника взрослый — носитель знаний, опыта, эксперт в освоении окружающей действительности.
Для детей «образцовыми» взрослыми могут являться и родители, и педагоги в ДОУ. Важно уметь выстроить взаимосвязь педагог-ребенок-родитель, так как при такой взаимосвязи дошкольник наилучшим образом способен усвоить социальный опыт. Взаимосвязь педагог-ребенок-родитель может реализовываться через различные события, организованные в ДОУ. Это могут быть игры на понимание своих эмоций для взрослых и детей, организованные педагогами ДОУ, которые будут выступать в роли медиатора, а также выставки рисунков, плакатов, медиафайлов, отражающих тематику эмоций, организация совместных мероприятий, направленных на усиление эмоциональных связей между ребенком и родителем, привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды ДОУ с целью развития эмоционального интеллекта детей — появление уголка уединения, стены эмоций, шкалы настроения.
Более важной составляющей развития эмоционального интеллекта дошкольника является индивидуальная и групповая работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, реализуемая через тренинги и игры.
Для успешного развития эмоционального интеллекта своих воспитанников я активно привлекаю их родителей к совместной работе. Так я попросила родителей записать на диктофон и прислать мне короткие (не более одной минуты) сообщения по примеру "Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна, я - мама Артёма. Сегодня я хочу пожелать вам интересного дня, весёлых дружных игр и увлекательных занятий с воспитателем." В начале каждого дня, во время утреннего круга, я включаю одно из этих сообщений. Дети всегда с любопытством ждут его, пытаются угадать, послание от чьей мамы (или папы) они услышат сегодня. Сообщения от родителей дарят всем нам заряд позитива и задают хорошее настроение на весь день.
Также я попросила мам и бабушек, которые не стесняются, записать на диктофон, как они поют колыбельные. Эти песенки я включаю ребятам перед сном во время тихого часа. Дети с удовольствием слушают их, испытывают приятные эмоции и легче расслабляются.
Родители в нашей группе регулярно принимают участие в различных мероприятиях таких как мастер-классы, собрания, досуги. Я стараюсь придумывать и проводить развлечения необычного формата. Так например, мы с коллегой подготовили и провели в честь дня Матери пижамную вечеринку. Вопреки нашим опасениям мамы воспитанников не только не смутились, но напротив с большим удовольствием приняли приглашение. Праздник прошёл замечательно!